часть 2
Способы формирования семей-воспитательниц.
Для семей-воспитательниц подбирают сильные пчелиные семьи. Чтобы увеличить выкормку расплода и таким образом ускорить создание на пасеке сильных семей пчел, рекомендуется весной подкармливать семьи сахарным сиропом, приготовленным в пропорции 1:1. Корм дают через день в течение месяца по 0,5 л на семью. Во время получения молочка давать антибиотики запрещается.
Семьи-воспитательницы формируют разными способами. Если в семье есть матка, гнезда пчелиных семей делят фанерной перегородкой, нижняя часть которой по всей длине состоит из двух полосок разделительной решетки. С обеих сторон перегородки создают медовый барьер из полновесных медовых рамок. В той части, где находится матка, ставят одну медовую рамку, а в той, где воспитываются маточные личинки, медовый барьер состоит из трех-четырех полновесных медовых рамок. Туда, где матка отсутствует, через сутки дают личинок на маточное воспитание. Из отделения с маткой периодически, через четыре-пять дней, переставляют рамки с расплодом в отделение, где воспитываются маточные личинки. Семьи-воспитательницы можно использовать в течение всего сезона.
При осиротении за 5—6 час до дачи личинок на маточное воспитание из семей удаляют маток. Гнезда сокращают до полного обсиживания рамок пчелами и собирают из оставшихся сотовых рамок с медом, пергой, печатным и открытым расплодом. Семьи-воспитательницы через каждые четыре-пять дней подсиливают печатным и открытым расплодом за счет маток-помощниц или резервных семей. Каждую семью-воспитательницу используют не более 21 дня. За одинаковый срок использования воспитательниц выход маточного молочка в семьях без маток больше на 43,8%.
Уход за семьями-воспитательницами.
Чтобы получить наибольшее количество маточного молочка, при уходе за семьями необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, при отсутствии взятка следует ежедневно подкармливать пчел сахарным сиропом. Во-вторых, поддерживать силу семей и возрастной состав пчел за счет периодического подсиливания рамками с печатным и открытым расплодом. В-третьих, свищевые маточники надо обязательно уничтожать, В-четвертых, полностью запечатанные рамки с медом удалять, а взамен их подставлять рамки с сушью или расплодом. На отобранных рамках делают надпись «СМ» (сахарный мед) и используют их как кормовые для других семей или сохраняют для зимы.
Для маточного воспитания используют пчелиных личинок в возрасте 6—8 час.
Личинок осторожно переносят с помощью шпателя в восковые мисочки, наклеенные на пленках прививочной рамки. Для удобства переноса личинок ячейки сота предварительно подрезают ножом. Для получения одновозрастных личинок используют одно-рамочный изолятор, который ставят в материнскую семью между рамками с расплодом. В изолятор дают хороший сот и осторожно опускают матку. На четвертые сутки в таком соте будут личинки нужного возраста. Личинок дают семье-воспитательнице в одной прививочной рамке, которую ставят между рамками с расплодом. Используют прививочные рамки с четырьмя планками, на которые приклеивают до 120 восковых мисочек. Такое число мисочек позволяет получить с одной рамки 20 г и более маточного молочка.
Прививочная рамка с мисочками.
Молочко отбирают на четвертый день, считая день прививки. После отбора молочка в те же мисочки переносят личинок. При повторном и многократном использовании одних и тех же мисочек прием личинок доходит до 90%.
|